Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

[mc4wp_form id="6"]

Випассана по-пиннивуховски или Шкатулка ужасов

11 5.6K views

Однажды, в сентябре 2014 я сошла с ума и решила, что мне нужно уехать медитировать к буддистам. Что такое випассана я представляла смутно, в интернете бродили описалки в стиле «полное молчание», «без интернета», «нельзя ни с кем разговаривать». Те две главы Ешь Молись Люби, что я осилила и пост в фб от одной из знакомых сложились в пазл, я хлопнула себя по лбу — вот она, восточная пилюля от всех моих западных проблем.

В начале 2014 года, когда я еще жила в Гамбурге и была начальником программистов, у нас в семье случилось горе. Рак оборвал жизнь моего близкого человека, так рано, так внезапно, и в то же время, это тянулось полгода, я ходила как зомби, периодически срывалась, начались дикие головные боли и еженочные кошмары.. неудивительно, что с одной работы меня тогда уволили, а со второй сократили. В общем, Лена и стресс на тот момент были синонимами, и вот, я стою на пороге Суан Мокка, типичного тайского монастыря, известного своей лояльностью к иностранцам, где все практики преподаются на английском.

Что вообще такое випассана?

Это практика медитации, когда на определенное время (11 дней в моем случае) люди освобождаются от всех внешних влияний, интернета, гаджетов, и разговоров. Нельзя общаться ни с кем — ни с другими, ни с самим собой. Запрещены книги, запрещено вести дневники. На 11 дней люди полностью замыкаются в себе, освобождаясь от всего, сосредотачиваясь на настоящем моменте.

Типичное расписание монастыря было таким:
4.00 — подъем
4.30 — утренние чтения и медитация
5.15 — йога
7.00 — разговоры о Дамме и медитация
8.00 — завтрак
10.00 — разговоры о Дамме и медитация….
12.30 — обед
14.30 — медитация
18.00 — вечернее какао
19.30 — медитация
21.00 — отбой

Всего получалось около 7,5 часов медитации в день.

Спали мы на бетонных лежаках, прикрытых тонкими бамбуковыми подстилками (оказывается, я много сплю на животе и боку и не могу спать на спине, как предполагает бетонная лежанка). Подушек нет, есть деревянные топчаны под голову (на второй день координаторы попросили вернуть все подушечки для сидячей медитации, которые люди утащили к себе в комнаты). Так же давали тонкое покрывало и москитную сетку, которая служила не только защитой от комаров, но так же помогала верить в то, что скорпионы и сколопендры не заберутся к тебе погреться ночью. Монастырь расположен в лесу, поэтому вокруг очень много всяческой живности, убивать которую будущим буддистам не рекомендуется, зато рекомендовалось внимательно посмотреть под кровать, проверяя, не забралась ли змея в комнату. Большинство змей были древесными и не опасными, но иногда приползали гадюки. На третий день появилось объявление, настоятельно рекомендующее по ночам ходить только в тапках и с фонариком, видать, кого-то таки цапнули.

Мыться можно было только в саронге. Даже в женском туалете. Даже если ты одна на квадратный километр. Смущать место (и монахов) наготой категорически возбранялось, поэтому надо было намыливать себя в тряпочке, и под тряпочкой, и поливать сверху тряпочки. Мда.

Ели мы два раза в день, плюс вечернее какао. Еда была очень скромной, вегетарианской, мяса никакого, один-два фрукта в день, много риса и непонятной клейкой крупы напоминающей разваренную гречку. При всем при этом, я никогда не чувствовала голода, но и удовлетворения от еды не было. Возможно, пяток-другой муравьев в тарелке мешал насладиться вкусом, возможно, обязательные молитвы перед едой (“я ем эту еду… не для красоты, не для наслаждения.. только чтобы поддержать это тело..”), а может быть, проблема была в серьезном виде той чешки, сидящей напротив, с тонкими сжатыми губами и огромным носом, смотрящей в тарелку, будто там гитлер сжигает младенцев. Интересно, что у нее такого случилось в жизни, что привело ее сюда? Большое горе? Стресс? Любопытство? Очередная зажравшаяся западная дамочка, не знающая куда бы еще применить свою практику? Просветленыш? Этим я занималась все три дня, что удалось выдержать в монастыре, заглядывала в лица людей, и гадала, что же их привело сюда.

Нет, аскетичность условий и еды для меня не было проблемой, и даже ранние подъемы в темноте, и семь часов медитаций, все это можно выдержать, но я не подписывалась на лекции о буддизме! Я не собиралась освободиться от всего, и плохого и — главное — хорошего, меня не надо убеждать по 4 часа в день, что жить нужно настоящим моментом, не держась за пошлое и не ожидая будущего, я какбэ в курсе. Я знаю, что счастье не приходит с другим человеком, что оно внутри, и если ты сам по себе не счастлив, то другой человек тебе не поможет. Но я так же хочу верить, что можно быть счастливым, а не ”никаким” (Дорогие мама и папа, пишет вам дядя Федя, я постиг буддизм и дела у меня теперь никак). Мне не нравится, когда я сижу в 4 утра в ж$%е мира, и благостный монах грозит мне что я буду щапперинг аттачме (suffering from attachment), и что путешествовать для удовольствия, чтобы встречать новых людей, радоваться жизни, щуриться и улыбаться на солнце, а не удовлетворять тягу к знаниям — это не по буддистки. И вообще, наслаждаться — это не по буддистки. Но хорошо, что тут собрались все не дауны, потому что даунам, например, буддизм не доступен, а нам доступен, потому что мы не дауны, а раз мы не дауны, значит будем просветляться.*** (Автор допускает, что, возможно, учитель хотел сказать совсем другое, и буддизм вообще не про это, но perception is the reality, и мое понимание вызвало мою реакцию. Также автор допускает, что у читателей, возможно, был другой опыт випассаны, и с удовольствием почитает о нем в комментариях. Еще, автор изо всех сил попыталась сохранять нейтралитет, но «не шмогла». Всем мир, жвачки и пальм!)

Он правда так сказал. Я, конечно, допускаю, что это lost in translations, и даже понимаю, что он имел ввиду, но на второй день вернулись кошмары про смерть, и это было сигналом, и вот, на рассвете, пока все еще молятся, я крадусь к воротам монастыря…

Убежать мне разрешили только рано утром, до рассвета, чтобы никто не видел и мой уход не повлиял на других, чтобы не было как — «все побежали и я побежал». Кстати, в книге выбывших в итоге я была уже восьмая(!).
На четвертый день я проснулась как обычно, в 4 утра, но когда все ушли на утреннюю медитацию и над спальным корпусом повисла тишина и абсолютная кромешная тьма, я прокралась в туалет (15 метров под зведным небом, с фонариком, рисующим страшные тени на ходу) и умылась из общего чана в последний раз. В такой же абсолютной темноте вернулась к себе в комнату, где слабо горела лампочка и принялась стирать покрывало и москитную сетку. В тазике. В лесу. В монатыре в Тайланде, под звездным небом в кромешной тьме, которую робко пытались скрасить две одинокие лампочки — из комнаты и где-то в 15 метрах в туалете. Я стою на улице и шоркаю покрывало. В двух метрах от меня лежит черная кошка, и мне как-то даже не так страшно, я люблю кошек, и точно знаю, что если бы вокруг были зомби, кошка бы зашипела и убежала. Вроде сидит, вроде никого другого нет.
Вдруг в тишину прокрадывается мелодия из детской шкатулки, такой, знаете, с балериной.. В фильмах ужасов она еще часто звучит. В такие моменты обычно появляется мертвая девочка, а главный герой умирает. В радиусе 500 метров никого, кроме меня, вокруг не было, так что помирать по идее надо мне. Огладываюсь на кошку, ее нет, вот просто нет, еще секунду назад она сидела там, а теперь нет! Мелодия звучит все громче и громче, но так же тихо, раздаются легкие шаги…
В этот момент, я, здоровая, состоявшаяся женщина почти тридцати трех лет от роду, с высшим образованием и десятью годами опыта работы по специальности программистом, которая жила в четырех странах, а путешествовала, наверное в сорока четырех, я пячусь в комнату, запираюсь, и забираюсь на кровать со словами “всё бл#@ на#$ никуда не пойду!”.

В туалете погас свет.

Ну, короче, это оказалась Лайла, координатор, проснулась, включила на телефоне любимую мелодию (она скачала саундтрек к фильму ужасов???) и пошла умываться, а потом свет выключила.

Шесть утра. Проклиная всех монахов на свете, но опьяненная свободой, выбралась за пределы монастыря и пошагала к дороге. Автобусы еще не ходили, но удалось словить попутку, добраться до ближайшего города, запрыгнуть в автобус до причала, достать билет на паром, и вот уже через пять часов я преодолела 450 км и оказалась на Ко-Пангане, моем любимом острове, запертая тропическим ливнем в ближайшем баре возле пирса, где играет Пинк Флойд и прочие, где два австралийца лениво гоняют шары в пул, а красивая тайка сорока лет болтает со мной. А еще в 4 утра я стирала под звездами в лесу покрывало. Полнейший сюр.

В том баре, потягивая пину коладу, я поняла — все эти буддисты, католики, свидетели светящихся пельменей — это все не для меня. На свете много разных кувшинов, но источник один, и бог он там, внутри, у каждого свой.

Автор: Лена @pinnywooh

  • Anna Samusenko

    Последние слова — до мурашек..
    А по поводу рассказа в целом, я вот даже не удивилась, что такое с тобой приключилось)) и стирка покрывала в лесу и мелодия из фильма ужасов))) с нетерпением жду рассказов из этого путешествия. Чую, будет весело;)

    • ох, обычно смеешься-то потом, спустя время) а пока там, в гуще-пуще, как-то жутко бывает 🙂

  • Sveta Severinsky

    Очень солидарна с твоим выводом… прям до слез..
    Я серьезно планировала поехать на виппасану много лет назад, в пустыне в Израиле. Но потом вдруг встретила будущего мужа, все закрутилось, и виппасана отошла на задний план. А теперь ждать еще лет 20, потому что я не представляю как можно отключиться от семьи на 10 дней. Я не то что не просветлею, а просто сойду с ума.

    • да и бухать там нельзя.. отстой какой-то 🙂
      (ирония)

  • спасибо, что поделился своем опытом! интересно было почитать!

  • ха-ха, забавная цитата.

  • Интересный опыт и очень увлекательно написано

  • Natalija Natalija

    это надо таллант иметь, чтоб так вляпаться! как говориться- все на своей ж… испытать. подругому наверное и не поверила..

  • Alexandra Golovinskaya

    Была на випассане в 2015 году в Бразилии рядом с Рио-де-Жанейро, рядом с городом Мигель Перейра. Мне там понравилось. Были одеяла, подушки, комнаты на 3-4 человека, еда так себе, нормально. Сидеть много часов устают коленки, но потом привыкаешь. Ждала супер просветления через 10 дней, оно не пришло. В общем опыт положительный. Обязательно бы съездила ещё разок. Выбывших было только 2 за всё время. После того как всё закончилось, разговаривала с ребятами, которые ездят по странам и по випассанам и они сказали что это место было самое лучшее из всех что они видели если судить по организации, еде, удобствам.

  • Spektor

    Был на випассане в Авсюнино. Всё на высшем уровне! 45 м, 45 ж, и про выбывших за 10 дней достоверно знаю только про одного.
    Кровати удобные, еда вкусная, чуть ли не шведский стол, каждый день по возможности разная. Одинаковые подушки в медитационном зале, плюс два огромных ящика с разными подушками, пуфиками и специальными скамеечками на выбор. В медитационном зале ламинат 🙂 Никаких требований к способам принятия душа не было. Лекция была только одна и вечером, длилась полтора часа. Кто хотел, слушал в медитационном зале сразу русский перевод (записанный профессионально с приятным женщина голосом), остальные могли слушать английский исходный вариант в столовой. Йоги не было. 10 часов в день только медитация. Днем и вечером по желанию отводилось время для вопросов учителю.

  • Maria Dubrovska

    Вы молодец! Многие сбегают на 3-5й день и потом клянут випассану. не пройдя весь курс , не дойдя до конца. Это колоссальная перезагрузка, интересно было бы почитать про дальнейшие наблюденния если они были